ИСТОРИЯ УЧИЛИЩА

6545

В канун Великой Отечественной войны страна имела мощную авиационную отрасль - Гражданский воздушный флот (ГВФ). ГВФ вышел на первое место в мире по протяженности воздушных линий, перевозкам грузов, применению самолетов в отраслях народного хозяйства.
Предвидя возможную агрессию гитлеровской Германии на Советский Союз, Партия и Правительство предприняло срочные меры по укреплению обороноспособности страны. Одной из таких мер было укрепление Военно-Воздушного Флота. Для этого в различных городах страны были созданы около ста учебных эскадрилий, и подготовку молодых пилотов на самолетах У-2 поручили Аэрофлоту, с последующим направлением их в ВВС и авиацию дальнего действия
.

 Среди эскадрилий была учебная эскадрилья ГВФ, которая в последствии будет переименована в Краснокутское летное училище ГА.
Свою биографию 16-я Отдельная учебная эскадрилья ГВФ начала в г. Первомайске Одесской области 16 декабря 1940 года.
Однако, в связи с началом Великой Отечественной войны она была эвакуирована в г. Сватово Харьковской области (Приказом Главного Управления ГВФ от 03.07.41.), а затем - в г. Павлодар Казахской республики, (Приказ ГУ ГВФ № 84 от 19.09.41.) где и начали готовить летные кадры. Работали в очень тяжелых условиях в течение всего периода Великой Отечественной войны. С увеличением роста и объема подготовки на базе 16-ой учебной эскадрильи в Сибирском городке 09.03.43. была организована (Приказом ГУ ГВФ № 034) Павлодарская школа пилотов ГВФ. В организованную школу пилотов были включены дополнительно летно-технический состав из учебных эскадрилий Абакана, Барабинска, и Татарской республики. Павлодарская летная школа состояла из 4-х указанных учебных эскадрилий и выросла в современное учебное летное заведение Гражданского Воздушного Флота.0 6373a 95426da4 XLПавлодарская летная школа ГВФ переучивала авиатехников, механиков, стрелков, радистов ВВС присылаемых с фронта, на летчиков по ускоренной 40-часовой программе, на самолете У-2. Школа испытывала большие трудности. Не хватало летно-технического состава, недостаточно было самолетов, летных полей. Размещена она была в малоприспособленных помещениях, землянках. В зимнее время из-за отсутствия аэродромов полеты осуществляли даже с замерзшей акватории реки Иртыш. Несмотря на 30-40 градусные сибирские морозы, полеты проводились бесперебойно. Самолеты вылетали с рассвета и заканчивали работу с наступлением темноты. Фронту требовались летные кадры, так как наша авиационная промышленность к 1943-44 годам значительно увеличила выпуск самолетов
Школа выпустила несколько тысяч пилотов, бесстрашных борцов за освобождение Родины, героически сражавшихся в годы Великой Отечественной войны с немецкими оккупантами. Учебный процесс по обучению техники пилотирования проводили на самолетах По-2 в училище по учебнику: Курс учебно-летной подготовки (КУЛП) - техника пилотирования на самолете По-2. Автор учебника - Абрамов М.Д.
Учебные заведения ГВФ обучили и переучили более 40 тысяч авиаторов, из которых более 20 тысяч были переданы в ВВС и авиацию дальнего действия (АДД). Командовал АДД бывший пилот ГВФ, в последствии
- Главный маршал авиации А.Е. Голованов .po2a  

В октябре 1945 года, после окончания Великой Отечественной войны, Павлодарская школа пилотов ГВФ перебазировалась в г. Бугуруслан Оренбургской области, сюда же перебазировалась 4-я Сыр-Дарьинская Авиационная эскадрилья и школа была переименована в училище гражданской авиации (ГА). Бугурусланское училище гражданской авиации 17 ноября 1947 года (Приказ ГУ ГВФ № 168) перебазировалось в Заволжский поселок Красный Кут, на базу ранее располагавшегося здесь Качинского военного училища лётчиков, т.к. здесь были наиболее благоприятные условия для учебных полетов (аэродромы, свободное воздушное пространство и т.д.).

В условиях послевоенных лет краснокутцы стали готовить пилотов для авиации народного хозяйства.

12 июня 1948 года училище было переименовано в Краснокутское лётное училище гражданской авиации (КЛУ ГА). 

Непростое было время в начальный период организации КЛУ ГА. Базы как таковой для размещения училища не было. Оно было размещено в
малоприспособленных бревенчатых помещениях (бараках) с печным отоплением, в которых было не очень тепло. Курсанты на занятиях сидели в шинелях, питались в ветхой столовой. В авиагородке не было ни одного кирпичного здания. На аэродроме был один домик, в котором находились все летные службы и метеостанция. Инженерно-авиационная служба базировалась в землянках. Обслуживание самолетов проводилось без всякой механизации. Заправка самолетов По-2 топливом и маслом производилась ручным способом из емкостей. Базовые ремонтные организации Аэрофлота не могли своевременно капитально ремонтировать самолеты По-2. с этой целью училище организовало у себя мастерские (ЛЭРМ) по ремонту самолетов По-2 и двигателей М-11 и этим самым обеспечивали выполнение учебно-летного плана.
Из года в год училище росло, расширялась его
 материальная база, страна нуждалась в летных кадрах, в связи с этим увеличивался объем работ, увеличилось и количество самолетов. На смену самолетам По-2 поступили в эксплуатацию самолеты Ли-2, Ан-2, Як-18А.

9c2d57b1943b335754671cd93df21e1e

Радиооборудование этих самолетов обеспечивало безопасность полетов, контроль и руководство полетами с земли. Радиофицированные самолеты требовали совершенно новых методов обучения и средств технического обслуживания самолетов и командование училища делало все возможное, чтобы оснастить аэродромы, командные пункты необходимым оборудованием.
В эти годы летное училище возглавляли начальники училища:dsc01912
- Дубенский А.С. (1940 - 1943 годы);
- подполковник Каноненко Ф.Н. (1943 - 1947 годы);
- полковник Миронов Н.И. (1947 - 1948 годы).
Под руководством Миронова Н.И. училище было перебазировано из г. Бугуруслан в г. Красный Кут, а само развитие Краснокутского летного училища началось с вводом в эксплуатацию самолета По-2 в 1947 году.
В 1948 - 1951 годы училище


В этот период продолжалось обновление самолетного парка и наращивание потенциала учебного заведения - училище расширилось до 6-ти летных отрядов.
 возглавлял Погорелов И.С.
С 1951 по 1962 год училище работало под руководством полковника Хрипко П.Д. выпускника Качинской летной школы.
В этот период училище перешло к эксплуатации новой техники. На смену самолету По-2 в 1955 году в училище поступили 6 самолетов Ан-2. Происходит коренная реконструкция материально-технической и учебной базы училища.
В 1957 году вводится в эскплуатацию дополнительно самолет Ли-2 и учебные полеты уже выполняются на трех типах ВС (Ан-2, По-2, Ли-2). В этом же году был произведен первый выпуск молодых пилотов на самолете Ан-2, кроме этого производился прием и выпуск спец.набора по переучиванию пилотов ВВС на пилотов ГА, по сокращенной программе и длительности обучения.
В 1958 году вводится в эксплуатацию самолет Як-18А
Училище готовило штурманов в 1952 - 1954 годах на самолетах По-2 и в 1955 - 1958 годах на самолетах Ан-2. w e54d3409База подготовки пилотов и штурманов расширялась и уже к началу 1960 года училище включало в себя несколько отрядов.
В 1960 году 1 ЛО вместе с самолетами Ли-2 были перебазированы в г. Кировоград, где и стали основой вновь созданной школы высшей летной подготовки (КШВЛП).
Решались вопросы социальной сферы - началось строительство домов с благоустроенными квартирами.
Лично Хрипко П.Д. проведена большая работа по подбору и расстановке кадров, позволившая в дальнейшем внести большой вклад на успешное развитие и слаженную работу летного училища.
В 1962 - 1976 годах во главе летного училища находился Диденко И.Ф. выпускник Краснокутского летного училища ГА 1949 года, один из первых пилотов 1 класса и специалистов с высшим образованием в училище. Награжден правительственными наградами: «Орденом трудового Красного Знамени», медалью «За Победу над Германией», медалью «20 лет Советской Армии»; Заслуженный пилот СССР.

Происходит качественный рост уровня профессиональной подготовки летного состава, инженерно-авиационной службы, работников отделов и служб, постоянно пополнявшихся специалистами с высшим образованием. Приоритетным направлением в работе становится качество подготовки выпускников.
Энергичный, грамотный руководитель, настоящий лидер в коллективе И.Ф. Диденко оставил глубокий след в славной истории летного училища.

В 1976 году Диденко И.Ф. был переведен в центральный аппарат МГА где работал на должностях зам.начальника УУЗ МГА и председателя ВКК ГА.
В 1971 г. снимается с эксплуатации самолет Як-18А и в училище остается только самолет Ан-2.dsc02060

С 1976 года училище возглавлял Ивко В.Г. Выпускник Краснокутского летного училища ГА 1953 года, ВАУ -1967 года. Награжден Орденами: «Знак Почета», «Дружбы народов»; Заслуженный работник транспорта СССР, Отличник Аэрофлота, пилот 1 класса.
Этот период совпал с бурным ростом объемов перевозок пассажиров и грузов в ГА, а следовательно, и ростом потребности отрасли в авиационных специалистах и летного состава в частности.
Наряду с ростом объемов учебно-летной работы и необходимостью обеспечения должного качества подготовки специалистов, особо приоритетными становятся проблемы обеспечения безопасности полетов.
Эти годы в жизни училища отмечены бурным ростом жилищного строительства. В торжественной обстановке были снесены последние бараки, оставшиеся от Качинской школы пилотов.

В 1978 году веден в эксплуатацию самолет первоначального обучения Як-18Т( 35 серии).yak18t-1
В 1980 году Краснокутское летное училище было награждено переходящим Красным Знаменем как победитель соревнования между учебными заведениями гражданской авиации.
Высокое чувство личной ответственности Ивко В.Г. , требовательность к подчиненным позволили обеспечить успешную работу учебного заведения с 1976 по 1987 годы.
В 1987 году начальником училища назначен Сулимин B.C., который руководил училищем до 2005 года . Пилот 1 класса. Заслуженный пилот России. В 1988 году снимается с эксплуатации самолет Як-18Т и в училище остается только один тип ВС т.е. самолет Ан-2, который эксплуатируется по настоящее время.
Наиболее весомый вклад в развитие учебного заведения также внесли:
Заместители начальника училища по летной подготовке: Абрамов М.Д., Иванов А.В., Кожа И.И., Князьков В.А., Косарев Ю.С., Миллер Л.Р., Мышкин Н.В.
Главный штурман училища - Орлянский В.Г.
Главный инженер училища - Григорьев С.Я. ,
Заместитель начальника по наземным службам – Горковенко Э.Э.
Начальники штаба училища: Каскевич А.А., Ефимов Н.Н., Воронин Ю.Л.
Политработники: Рыбаков А.И., Тульский Г.А., Зыкин А.С.
Командиры летных отрядов: Иванов Г. И., Воробьев В. М., Синченко И. И., Дорошек М. Ф., Юнкин А.В., Быкадоров В. И., Карпиевич Л. Ф., Шеломанов И.П., Миллер Л.Р., Еременко С. М., Деревякин И. Н., Зевахин В.П., Тиньгаев В.А., Абубикиров А.А., Фокеев И.В.
Начальник базы ЭРТОС - Войтенко С.И.,Чижов М.К.
Старшие инженеры отрядов: Коваленко П.С, Корнейчук Я.С., Шибковский И.Г.,Балакирев СИ., Антонов В.А., Самородов А.И., Виноградов В.И.

3а время своего существования училищем подготовлено для гражданской авиации более 27 тысяч пилотов и более 300 штурманов, в том числе: Героев Советского Союза - 3; Герой России - 1; Героев Социалистического труда - 8, Заслуженных пилотов - 96, Заслуженных штурманов - 4; Заслуженных работников транспорта – 4, Заслуженных работников образования -2
Необходимо сказать о наших выпускниках Героях Советского Союза и России, которыми училище гордится и на примере их мужества, героизма и доблестного труда воспитывает молодых специалистов для гражданской авиации в настоящее время:
Курлин Юрий Владимирович (1929). Герой Советского Союза (1966). Заслуженный летчик-испытатель СССР (1972). Окончил индустриальный техникум в Ростове-на-Дону (1949), Краснокутское летное училище ГВФ (1952), Киевский институт инженеров ГВФ (1956), школу летчиков-испытателей (1958). С 1958 г. на испытательной работе в ОКБ O.K. Антонова. Участвовал в доводке опытных самолетов, проводил исследовательские полеты на специальных и критических режимах. Провел заводские испытания самолета Ан-22 («Антей»). Летал на самолетах 65 типов. Награжден орденом Ленина, двумя орденами «Знак Почета», медалями.sized 1588352

Тюрюмин Александр Михайлович (р. 1928). Герой Советского Союза (1976). Заслуженный летчик-
испытатель СССР. Окончил Краснокутское летное училище ГВФ (1948), школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности (1962). В гражданской авиации 35 лет. Работал пилотом в Кустанае, командиром корабля в Московской авиагруппе международных воздушных сообщений ГВФ. Участник эксплуатационных испытаний самолета Ил-18. Работал летчиком-испытателем в ГосНИИ ГА, более 20 лет испытывал самолеты: Ил-18, Ил-62, Ил-76, Ил-86 в ОКБ СВ. Ильюшина. Внес заметный вклад в подготовку летных экипажей Московского аэроузла на новой реактивной технике. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. «Знак Почета», многими медалями.
Янченко Вячеслав Михайлович (р. 1938). Герой Советского Союза (1973). Окончил Уфимский геологоразведочный техникум, Краснокутское летное училище ГА (1961), высшее авиационное училище ГА (1969). В гражданской авиации с 1961 г. Работал авиатехником линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских, летал на самолете Ли-2 в Архангельске. С 1965 г. в летных подразделениях Ленинградского ОАО. Командир воздушных судов Ил-14, Ту-104, Ту-154, пилот-инструктор, старший пилот-инспектор Ленинградского УГА. Освоил семь типов самолетов. Налетал 19 тыс. часов. Ввел в строй десятки командиров воздушных судов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении служебного долга 23 апреля 1973 г. - предотвращение угона и посадку поврежденного взрывом террориста самолета Ту-104 с 63 пассажирами на борту, - ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
Шарпатов Владимир Ильич (р. 1940). Герой Российской Федерации. Командир воздушного судна Ил-76 авиакомпании «Тюменские авиалинии». Окончил Краснокутское летное училище (1965), Академию ГА (1975). В гражданской авиации более 40 лет, и все годы проработал в Тюменском УГА. Освоил самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Работал в различных командных должностях от заместителя командира авиаэскадрильи до ведущего пилота-инспектора ЛШО. Лично подготовил более 20 командиров воздушных судов. Одним из первых в СССР в 1977 г. освоил самолет Ил-76, за что ему был присвоен 1-й класс пилота гражданской авиации. С 1991 г. выполняет международные полеты на самолете Ил-76. Летал в 65 стран мира. Его налет 16 тысяч часов. Лауреат премии советских профсоюзов им. Героя Советского Союза П.Е. Еромасова. 22 августа 1996 г. за героизм, стойкость и мужество, проявленные при освобождении экипажа и воздушного судна, вынужденно находившихся на территории Афганистана, награжден медалью «Золотая звезда» с присвоением звания «Герой Российской Федерации».
Герои Социалистического труда:
- Андреев Вячеслав Митрофанович;
- Бахшинян Эдик Мисанович;
- Вязанкин Валентин Георгиевич;
- Григорьев Анатолий Владимирович;
- Гирин Иван Яковлевич;
- Дмитриев Николай Иванович;
- Приймак Виктор Васильевич;
- Шурло Дмитрий Иванович;
- Заслуженный Пилот СССР- Федотов Михаил Кириллович;
- Заслуженный Пилот СССР- Диденко Иван Федорович;
- Заслуженный пилот России- Саженин Виктор Михайлович;
- Заслуженный Пилот России- Сулимин Владимир Сергеевич;
- Заслуженный Штурман России- Старчиков Сергей Александрович;
- Заслуженный Пилот России - Лукьянов Сергей Васильевич.