Шарпатов Владимир Ильич
(р. 1940). Герой Российской Федерации. Командир воздушного судна Ил-76 авиакомпании «Тюменские авиалинии». Окончил Краснокутское летное училище (1965), Академию ГА (1975). В гражданской авиации более 40 лет, и все годы проработал в Тюменском УГА. Освоил самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Работал в различных командных должностях от заместителя командира авиаэскадрильи до ведущего пилота-инспектора ЛШО. Лично подготовил более 20 командиров воздушных судов. Одним из первых в СССР в 1977 г. освоил самолет Ил-76, за что ему был присвоен 1-й класс пилота гражданской авиации. С 1991 г. выполняет международные полеты на самолете Ил-76. Летал в 65 стран мира. Его налет 16 тысяч часов. Лауреат премии советских профсоюзов им. Героя Советского Союза П.Е. Еромасова. 22 августа 1996 г. за героизм, стойкость и мужество, проявленные при освобождении экипажа и воздушного судна, вынужденно находившихся на территории Афганистана, награжден медалью «Золотая звезда» с присвоением звания «Герой Российской Федерации».
Владимир Шарпатов родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский ныне Звениговского района Республики Марий Эл. Попытка поступления в Сасовское летное училище не увенчалась успехом. После 1-го года работы столяром, в 1959 году поступил на очное отделение Казанского авиационного института. Занимался в аэроклубе, стал планеристом. На первом курсе (по существующей тогда программе), как и все, направлен на практику на Казанский авиационный завод им. Горбунова при вечерней системе обучения. Со второго курса обучение было очным в сочетании с занятиями на планерном отделении аэроклуба.
Окончив три курса Казанского авиационного института, поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации, а с 1963 года восстановился в Казанский авиационный институт заочно, одновременно обучаясь в Краснокутском летном училище гражданской авиации, которое окончил с отличием. В 1965 году по окончанию училища по распределению был направлен в Тюмень.
В 1967 году защитил диплом в Казанский авиационный институт, а в 1976 второй диплом в Академии гражданской авиации. Летал на самолетах ЯК-18А, Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ил-76. Имеет общий налет 16 500 часов. Занимал ряд командных должностей.
В 1991 году освоил полеты на международных линиях. Выполнял полеты в 65 стран. Находясь в командировке в Люксембурге по аренде швейцарской фирмы «Metro cargo», участвовал наряду с другими российскими экипажами в перевозках военных грузов и бронетехники.
В 1992 году выполнил 2 полета из города Кургана с боевыми машинами пехоты (БМП) в столицу республики Съера Леоне город Фритаун.
В июне того года направлен в командировку в Объединенные Арабские Эмираты город Шарджа, выполнял полеты с грузами в Афганистан. 3 августа 1995 года самолет Ил-76, принадлежащий компании «Аэростан» (Казань), был принудительно посажен на аэродром вблизи города Кандагар в Афганистане. Командиром воздушного судна был Владимир Шарпатов. Экипаж самолета попал в плен.
Плен растянулся на 378 дней. Все попытки России и международных организаций, в том числе и Совета безопасности ООН по освобождению экипажа и самолета оказались безуспешными. Силовой вариант освобождения был практически не реален в тех условиях. Он бы неизбежно повлек большие потери и/или уничтожение летчиков талибами. Была и попытка выкупа. Велись тайные переговоры с руководством движения Талибан. Но по многим причинам согласие не было достигнуто.
Талибы обвинили летчиков и Россию в целом во вмешательстве во внутриафганские дела и поместили экипаж под усиленную охрану до выяснения отношений и выполнения всех их многочисленных требований.
Летчики содержались в хозяйственной пристройке дома губернатора Кандагара и находились под круглосуточной вооруженной охраной. Экипаж склоняли к принятию ислама, работе на Талибан и постоянно угрожали казнью в соответствии с нормами шариата.
Побегу способствовало и то, что 10 июля 1996 года при выполнении технических работ было получено разрешение на передвижение по аэродрому при очень многочисленной охране, в процессе которой лопнуло колесо. Это послужило поводом для выезда на аэродром всех членов экипажа для заменены колеса из своего запаса.
В этот день 12 августа 1996 года техника опять оказались «в заговоре» с экипажем. При запуске «пускача» (ВСУ) начался перегрев турбины и автоматика его выключила. Пока турбина остывала, охрана пошла молиться, оставив 3-х автоматчиков в кабине. Немного спустя удалось ее запустить и на двух основных двигателях начать руление запуская 3-й и 4-й на ходу, а также готовя оборудование для взлета.
Действовали как никогда слаженно и четко: инженеры закрывали рампу, бортинженер запускает двигатели, радист проверяет связь. Действия экипажа не вызвали у охранников подозрений. Может только закрывающаяся рампа немного насторожила талибов.
Взлет пытались перекрыть 2 автомобиля. Отрыв самолета произошел буквально с последней плиты полосы, после чего охрана, наконец, «очухалась» и перезарядила один из автоматов. Экипаж пошел на их разоружение, а командир, сделав «горку», создал невесомость с последующей обратной перегрузкой и продолжил полет на высоте 50-70 метров над барханами, чуть не попав в смерч. Звание Героя России присвоено указом президента России от 22 августа 1996 года. Звезду Героя России В.И. Шарпатову вручил в Кремле премьер-министр В.С. Черномырдин.
После возвращения из плена В. И. Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года в возрасте 58 лет был уволен «по сокращению штатов». Безуспешно пробовал добиться восстановления на работе, даже через суд. Уехал в город Тюмень, где летчик вновь сел за штурвал Ил-76 авиакомпании «Тюменьавиа». В частности, летал в Турцию, Эмираты. В возрасте 62-х лет ушел с летной работы. Депутат Тюменской областной Думы V созыва, член комитета Тюменской областной Думы по социальной политике, член партии Справедливая Россия. Имя Героя России Шарпатова В.И. присвоено Красногорской средней школе № 1 в Республике Марий Эл, где учился герой.
Награды
медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
медаль «Патриот России»
медаль «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане»
медаль «За укрепление государственной системы защиты информации» I степени
медаль «200 лет МВД России»
нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий ЧС»
нагрудный знак «Воину-интернационалисту»
ведомственные знаки Минтранса России: «За безаварийный налёт часов» I степени и «Отличник воздушного транспорта»
медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа»
медаль «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков»