Саженин Виктор Михайлович
Родился 21 августа 1950 года в Сибири, в Новосибирской области.
В 1971 году с отличием закончил Краснокутское летное училище гражданской авиации, в 1980 году ордена Ленина академию гражданской авиации по специальности инженер-пилот.
Освоил 11 типов воздушных судов: Як-18, Ан-2, Ан-24, Ту-154, Ил-86, Ил-96, Аэробус-310, Аirbus A-320, Аirbus A-330, Боинг-767, Боинг-777.
С 1971 по 1982 год летал в г. Новосибирске на самолетах Ан-2, Ан-24 и Ту-154.На самолете Ан-2 работал в авиаотряде спецприменения летом на авиахимработах, зимой на лыжном шасси летал на площадки, подобранные с воздуха по обслуживанию строящегося нефтепровода вдоль реки Обь из Александровского в Анджеро-Судженск, а также на севере Томской и Тюменской областей на вновь открываемые буровые скважины по добыче нефти и газа.
В 1979 году присвоена квалификация пилота 1-го класса гражданской авиации.
В 1983 году приказом Министра гражданской авиации переведен в Москву в Центральное управление международных воздушных сообщений (ЦУМВС), выполнял полеты в города и столицы более 100 государств мира. В течение 6 лет выполнял полеты в Кабул во время боевых действий на пассажирских самолетах Ту-154-Б2 и грузовых Ту-154С вплоть до вывода советских войск из Афганистана. Гражданские самолеты в то время сопровождали боевые вертолеты, которые отстреливали тепловые ракеты для защиты от ракет «стингер» во время захода на посадку.
В 1985 году выполняя полет на самолете Ту-154 из Москвы в Триполи над Средиземным морем неожиданно попал в условия проведения военной операции самолетами НАТО по нанесению бомбовых ударов по городам Ливии Триполи и Бенгази и на малой высоте дотянул с критическим остатком топлива до Туниса. После чего заправился и продолжил полет до столицы Бенина города Котону.
В 1986 году назначен командиром эскадрильи Ту-154 63-го летного отряда Центрального управления международных воздушных сообщений.
В феврале 1990 года в первой группе пилотов переучился на самолет Аэробус-310 вначале в компании Interflug в Берлине, затем в июне 1990 года в компании Canadian в Торонто.
В январе 1991 года уже на самолете Ил-86 оказался в аналогичной ситуации в Багдаде по эвакуации сотрудников посольства СССР и членов их семей в Москву за 2 часа до начала проведения США известной операции «буря в пустыне», после чего на следующий день появилась статья в газете «Московский комсомолец» — «Успели вернуться»
В феврале 1994 был направлен в компанию Боинг в г Сиэтл по инструкторской программе для переучивания на самолет Боинг-767 в числе первых четырех экипажей Аэрофлота.
В 1995 году назначен командиром летного отряда самолетов Боинг-767 ОАО Аэрофлот.
В 1997 году после прохождения специальной подготовки в школе летчиков испытателей в г. Жуковский был допущен к проведению эксплуатационных и сертификационных испытаний самолета Ил-96Т,М(МО) с двигателями Pratt&Withey и авионикой Collins.
В 1997 году победил смертельное заболевание и через 2 года восстановился на летной работе в ОАО Аэрофлот.
В 1998 году создал и возглавил отдел подготовки летного состава в ОАО Аэрофлот.
В марте 2014 года совершил свой заключительный полет в Токио.
Награды и благодарности
- Почетная грамота Министра гражданской авиации
- Ветеран труда
- Почетный знак ветеран освоения Ил-86
- Ветеран боевых действий в республике Афганистан
- Отличник Аэрофлота
- Отличник воздушного транспорта
- Знак за безаварийный налет 19000 часов.
- Заслуженный пилот России (Указом Президента России в 2004 году)