Курлин Юрий Владимирович

 В Почетные выпускники

Родился 17 сентября 1929 г. в г. Шацке Рязанского округа Московской области (ныне районный центр Рязанской области). Детство и юность Юрия Владимировича прошли в г. Пятигорске Ставропольского края. Семья жила недалеко от местного аэродрома, на котором базировались самые разные самолеты – от И-16 до ТБ-3, а также ежегодно проводились праздники в честь Всесоюзного дня авиации.

После войны Юрий Владимирович поступил в Ростовский индустриальный техникум. В один из приездов на каникулы поступил в парашютную секцию аэроклуба, расположенную на Пятигорском аэродроме, и вскоре совершил свой первый прыжок, поднявшись в воздух на самолете По-2. После этого Курлин принял окончательное решение связать свою жизнь с авиацией. Окончив в 1949 г. техникум, Юрий Владимирович поступил на заочное отделение Киевского института инженеров гражданского воздушного флота (ГВФ) (поскольку, как выпускник техникума, должен был отработать определенный срок в народном хозяйстве), а на следующий год – в Краснокутское летное училище гражданской авиации (КЛУГА, ныне филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»), расположенное в г. Красный Кут Саратовской области. Два года он одновременно учился в двух учебных заведениях. В 1952 г. получил диплом летчика.

Обучение курсанты училища проходили на самолете По-2, более известном как легендарный У-2, прошедший Великую Отечественную войну. Этот самолет был предшественником Ан-2, который появился в училище в год его окончания Курлиным, так что курсанты смогли получить лишь теоретический курс обучения по новой машине. Ан-2, созданный О.К. Антоновым, был принят на вооружение Военно-воздушными силами (ВВС) и на снабжение ГВФ 23 августа 1948 г. Эту машину, тогда новинку сельскохозяйственной авиации, Курлин осваивал уже будучи летчиком подразделения спецавиации 92-го авиаотряда Украинского управления ГВФ. Инструктором по переучиванию на Ан-2 оказался один из лучших пилотов Украинского управления ГВФ И.И. Гуринов, а его жена, А.А. Гуринова, также летчик с большим опытом, стала первым командиром экипажа в жизни Курлина. Управление ГВФ было расположено на киевском аэродроме Святошино неподалеку от авиазавода, на территорию которого летом 1952 г. перевели опытно-конструкторское бюро (ОКБ) О.К. Антонова.

Несколько лет Курлин работал в малой авиации. В 1956 г. окончил Киевский институт инженеров ГВФ. В 1956-1957 гг. – летчик транспортного отряда Воронежского авиазавода; освоил Ил-14 и Ли-2. В 1957 г. завод посетил инспектор отдела летной службы Министерства авиационной промышленности СССР, Герой Советского Союза А.Н. Грацианский, который подбирал летчиков для испытательной работы. Позже он станет коллегой Курлина по работе в ОКБ: в 1958-1968 гг. выполнял обязанности заместителя Генерального конструктора – начальника летно-испытательного комплекса ОКБ, а с 1968 работал там же в отделе технической информации. Грацианский предложил Курлину поступить в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ) в г. Жуковском Московской области. Руководителем группы, в которой учился Юрий Владимирович, был заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза А.В. Федотов, чье имя было присвоено школе в 1984 г. ШЛИ Курлин окончил в 1958 г. с отличием. Красный диплом давал право выпускнику выбирать место дальнейшей службы, и Юрий Владимирович решил вернуться в Киев. С сентября 1958 г. началась его работа в качестве летчика-испытателя ОКБ О.К. Антонова, продлившаяся до 1994 г.

Первым самолетом, в испытаниях которого Курлин участвовал в качестве сотрудника ОКБ, был самолет Ан-14 «Пчелка» — легкий транспортный самолет имевший возможность короткого взлета и посадки, рассчитанный на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. В 1959 г. Юрий Владимирович в качестве помощника командира экипажа участвовал в испытаниях пассажирского турбовинтового самолета Ан-24. Затем он участвовал в испытательных полетах на предельных режимах на Ан-8, Ан-10, Ан-12. Так, на Ан-10 экипаж Курлина отрабатывал полет с одним работающим двигателем, а Ан-12 проходил испытания в условиях индийских Гималаев.

27 февраля 1965 г. Юрий Владимирович возглавил экипаж, впервые поднявший в воздух первый советский широкофюзеляжный турбовинтовой транспортный самолет Ан-22 «Антей»; был совершен полет с аэродрома Киевского авиазавода Святошино на военный аэродром в г. Узин Киевской области. Публичная демонстрация самолета состоялась уже 15 июня того же года на авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Однако использовался Ан-22 не только в показательных полетах, экипаж Курлина выполнял перевозки тяжелой крупногабаритной техники для строящихся нефтегазопроводов в Сибири и на Крайнем Севере; летчики работали в суровых условиях, приземляясь на незнакомые, засыпанные снегом площадки. Для таких посадок Юрий Владимирович предложил новый метод, так называемый «конвейер», на который получил авторское свидетельство.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 г. за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику-испытателю Курлину Юрию Владимировичу присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1976 г. Курлин был членом экипажа, проводившего испытания Ан-32 в Гималаях. Многоцелевой транспортный самолет был создан с учетом потребностей ВВС Индии, где многие аэродромы размещены в горах, на высоте более 4 000 метров над уровнем моря, где разреженный воздух, часто меняется погода, взлеты и посадки производятся по более крутой траектории. По результатам тендера победил советский самолет, оставив позади себя такие фирмы, как «Фиат» и «Де Хевилленд». Пожарный вариант Ан-32П, на котором работал Курлин, впервые был применен летом 1993 г. при тушении лесного пожара на склонах крымских гор под Ялтой. В июне-сентябре 1994 г. Юрий Владимирович был членом экипажа одного из Ан-32П, тушивших лесные пожары в Испании и Португалии. За три месяца летчики совершили около 500 вылетов, спасли от гибели множество жизненно важных объектов и сотни людей, заблокированных пожарами на автострадах и в горных селениях.

В ходе испытательной работы Юрий Владимирович выполнил не один десяток сложнейших заданий, в частности, участвовал в испытаниях военно-транспортного самолета Ан-8, среднемагистрального пассажирского самолета Ан-10, транспортных Ан-12, Ан-14, Ан-22 «Антей», Ан-32; в испытаниях по отработке бездвигательной посадки на пассажирских самолетах Ан-24 и Ан-26. 14 июля 1960 г. выполнил на самолете Ан-10А уникальный летный эксперимент: полет с одним работающим внешним двигателем и зафлюгированными винтами трех отключенных двигателей. Провел испытания по отработке воздушного десантирования тяжелых грузов и боевой техники с транспортных самолетов Ан-8, Ан-12, Ан-22 «Антей», Ан-32 и Ан-124 «Руслан»; посадка с обоими остановленными двигателями на Ан-24 и Ан-26; полеты на Ан-32 с высокогорных аэродромов Индии; посадки на Ан-74 на обледеневшие и размокшие взлетно-посадочные полосы; полеты по исследованию поведения Ан-124 «Руслан» в смутном следе другого самолета и воздушное десантирование тяжелых грузов с «Руслана».

Курлин является первым исполнителем «бочек» на Ан-32 и Ан-72 – зрелища, неизменно вызывавшего восхищение публики авиасалонов и зарубежных покупателей советской авиатехники. Так, в 1985 г. Юрий Владимирович установил четыре мировых авиационных рекорда высоты на самолете Ан-32. Курлин — многократный участник авиационных выставок, выполнял демонстрационные полеты в различных странах мира, в том числе в Ле Бурже (Франция), Ганновере (Германия), Турине (Италия), Сиднее (Австралия).

С летной работы Курлин ушел в 1994 г., продолжив трудиться в качестве летчика-методиста Центра подготовки летного состава Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) им. О.К. Антонова, передавая богатейший опыт младшему поколению пилотов Украины, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. За годы работы летчиком-испытателем общий налет Курлина составил 16 716 часов (14 012 полетов), в т.ч. 6 685 часов испытательных полетов. В активе летчика более 60 освоенных типов самолетов.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами «Знак Почета», украинскими орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени и «За заслуги перед Отечеством», медалями. В ноябре 2011 г. награжден знаком «Почетный ветеран города-героя Киева», учрежденным Советом Киевской городской организации ветеранов Украины. В 2012 г. занимал должность председателя Совета Героев Советского Союза г. Киева (объединение «Слава»).

Заслуженный летчик-испытатель СССР, мастер спорта СССР международного класса.

В 2009 г. в серии «Знаменитые рязанцы» вышла почтовая карточка с портретом Героя Советского Союза Юрия Владимировича Курлина.

Умер 27 февраля 2018 г.

 

 

Герой Советского Союза (1966). Заслуженный летчик-испытатель СССР (1972). Окончил индустриальный техникум в Ростове-на-Дону (1949), Краснокутское летное училище ГВФ (1952), Киевский институт инженеров ГВФ (1956), школу летчиков-испытателей (1958). С 1958 г. на испытательной работе в ОКБ O.K. Антонова. Участвовал в доводке опытных самолетов, проводил исследовательские полеты на специальных и критических режимах. Провел заводские испытания самолета Ан-22 («Антей»). Летал на самолетах 65 типов. Награжден орденом Ленина, двумя орденами «Знак Почета», медалями.